8 (495) 287 - 84 - 29

8 (916) 258 - 47 - 19

САМ СЕБЕ ЧЕЛОВЕК

Мицкевич Марина Викторовна, нейропсихолог, психолог.
Медицинский центр «Машенька»
Первоисточник, журнал «Виноград»

Воспитываем в ребенке самостоятельность

Откуда берется самостоятельность и в каких проявлениях (в зависимости от возраста ребенка) ее можно узнать? Как ее отличить от своеволия и как воспитывать в малыше, в младшем школьнике, в подростке? Чем чревато для будущей взрослой жизни ее отсутствие?

Что такое самостоятельность?

Определить, что такое самостоятельность, сложно по двум причинам. Первая заключается в том, что это понятие очень субъективно, вторая — самостоятельность часто путают с послушанием. Хуже всего то, что «послушание» и «самостоятельность» – понятия противоположные, и, требуя от ребенка одного, а подразумевая другое, мы сначала вводим ребенка в замешательство, а потом он и вовсе машет на нас рукой, как на безнадежных, точно так же, как это делаем мы в его сторону. Поэтому давайте разберемся, в чем же разница. Вот простая проверка: вы признаете за своим ребенком право на самостоятельное решение, принятое на своих собственных измышлениях и принципах, вне зависимости от вашего собственного мнения, согласия или несогласия? Если ваш ответ отрицателен, то вы хотите послушания. Если же в этом вопросе вы видите рациональное зерно, вы последовательны в своем желании.

Итак, откуда берется искомое качество и в каких проявлениях (в зависимости от возраста) его можно узнать? Для этого выведем основные правила самостоятельности:

Правило 1

Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя.

Можно ли, например, сравнить уровень самостоятельности ученого-этнографа и аборигена Австралии, жизнь которого он изучает? Каждый из них, безусловно, самостоятелен и самодостаточен в обеспечении собственной жизнедеятельности, но только в тех условиях, в которых они родились и выросли. Если поменять их местами хотя бы на пару дней, беспомощными окажутся оба.

Единой для всех самостоятельности нет. Это понятие относительное. Понаблюдайте за трехлетними малышами в детском саду: кто‑то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто‑то терпеливо ждет, когда освободится нянечка и поможет им одеться.

Но если понаблюдать за теми же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на «самостоятельных» и «несамостоятельных», могут поменяться местами. Как же определить, кто из них самостоятелен на самом деле? Ответить на этот вопрос и легко и сложно одновременно.

С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда нужно его приучать есть самостоятельно, требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело.

С другой стороны, ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, — овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным «по возрасту». Помните: каждый ребенок — уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям. Темперамент, врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания — все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.

Правило 2

«Самостоятельность» — понятие субъективное, и она может быть разной при оценке одного и того же действия.

Если трехлетний малыш вознамерился самостоятельно завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью… Но нам и в голову не придет восхищаться самостоятельностью сына-подростка только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству.

Иначе говоря, самостоятельность — не столько умение исполнять какое‑то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.

Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы этот восторг. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.

По большому счету — этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где‑то между уже освоенным и еще только осваиваемым — здесь она и фиксируется сознанием малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

К ребенку это впервые приходит в 2–3 года, которые и есть точка отсчета в формировании самостоятельности.

Правило 3

Самостоятельность не означает полной свободы действий и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм.

Поэтому она — не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Детям от 2–3 лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие шкоды, они‑то и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное — самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот «всеобщий результат» — непременное условие становления подлинной самостоятельности. С вашей стороны необходимы спокойствие, терпение и постоянные разъяснения, отчего черное не белое, — возможно даже, придется объяснять это ребенку изо дня в день. Детям свойственно проверять рамки, которые вы перед ними ставите, — это их способ познания.

Рассмотрим два наиболее важных для становления самостоятельности понятия: ответственность и уверенность в себе.

Чувство ответственности

Чувства сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути родителей ждут невероятные трудности.

Чувства, как реки, их нельзя остановить, а можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде. Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением и «отвести» их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.

Если у родителей с детьми «война» из‑за домашних дел, а по сути — за воспитание чувства ответственности, взрослые должны признать, что выиграть эту войну невозможно. У детей больше времени и энергии, чтобы нам сопротивляться. Даже если мы выиграем одно «сражение» и добьемся выполнения своих приказаний, ребенок может дурно на это отреагировать, стать раздражительным, отбиться от рук.

Победить можно, лишь завоевав доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующих правил.

1. Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. В результате они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит.

2. Не дать созреть «гроздьям гнева». Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство неприятия, ненависти. «Ты — позор для своей школы и семьи. Хлюпик, дурак, идиот. Все ссоры ты всегда начинаешь первый. Лучше помолчи и послушай, что старшие скажут».

3. Просим «без личностей». Если в воздухе запахло грозой, родителям лучше выражать свои чувства и мысли, щадя личность ребенка, его достоинство.

4. Одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребенка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости».

5. Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Чувство уверенности

Взять на себя ответственность может только уверенный в себе человек. Попробуем определить и перечислить факторы, сумма которых может дать чувство уверенности.

1. Чувство защищенности — уверенность в том, что есть люди (или человек), которые принимают тебя безусловно, любят, несмотря ни на что, всегда постараются понять. Формирование и укрепление этого чувства — важнейшая задача семьи.

2. «Чувство локтя» — чувство товарищества, уверенность в том, что всегда есть люди, которые придут на помощь, поддержат, порадуются вместе с тобой, будут искренне сопереживать в случае неудачи. Это чувство рождается и формируется в детском коллективе. Подростковый возраст — важнейший период становления дружеских чувств.

3. Чувство собственного достоинства формируется вместе с самооценкой. Самооценка дошкольника и младшего школьника связана, прежде всего, с той оценкой, которую он получает от значимых взрослых. «Я умный», «Я добрый» или «Я хулиган», «Я растяпа» — такие выводы о себе делает ребенок, и строятся они не на основе его собственных размышлений, а на основе реплик, услышанных от взрослых. В подростковом возрасте наиболее значимым становится мнение сверстников.

4. Вера в себя — уверенность в собственных силах и возможностях, убежденность в том, что любое препятствие можно преодолеть, приложив максимум усилий. Это чувство формируется при наличии привычки и навыков целенаправленной систематической работы, выполняемой ребенком. Кроме того, чтобы верить в себя, ребенок должен обладать достаточным уровнем информированности: знания по предметам, знания о правилах и способах общения, об особенностях характера и поведения людей, как и где «добыть» знания, где прочитать, к кому обратиться за помощью и за какой именно.

Ребенка этому надо учить, и обучение должно быть длительным, деликатным и кропотливым.

Таким образом, все перечисленные факторы являются условиями для формирования важнейшего для человека чувства — чувства уверенности в себе.

Часто, чтобы быть по‑настоящему уверенным в себе, не хватает определенной информации или знания, как поступить в том или ином случае. Ребенку необходимо чувствовать себя защищенным даже тогда, когда рядом никого нет. Помогите ему выписать на отдельный лист все необходимые телефонные номера: служба спасения; скорая помощь; пожарная служба; полиция; ближайшие друзья и соседи; телефон отца, матери. Объясните, что сказать в том или ином случае и как поступить.

Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне. Избегайте сразу давать советы! Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.

Несколько простых рекомендаций:

1. Все перемены начинайте с себя.

2. Будьте настойчивы и последовательны в своем стремлении к цели.

3. Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.

4. Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам этого хотелось бы.

5. Основное правило, несоблюдение которого сведет на нет все ваши старания, даже если вы сделаете всё как по нотам. НИКОГДА не выполняйте за ребенка его обязанности! Даже из самых распрекрасных побуждений. Это одна из самых жутких бомб замедленного действия. Последствия нейтрализуются очень долго и тяжело.

Мицкевич Марина