Логопед
Прием ведёт Бунина Виктория Станиславовна, логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии
Ссылки на статьи специалиста в научных изданиях:
Речь не является врожденной способностью. Она формируется в процессе развития ребенка параллельно с физическим и умственным становлением. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом общих черт.
Логопед, зная закономерности формирования процесса развития речи, и те условия, от которых зависит его успешное протекание, поможет вовремя заметить те или иные отклонения.
Основные этапы становления речи:
Подготовительный (с момента рождения ребенка до 1 года).
С момента рождения ребенку свойственны такие голосовые реакции, как крик и плач, способствующие развитию трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
На втором месяце ребенок начинает гулить. Эти звуки, в отличие от крика, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния. Ребенок гулит, завидев маму, при этом улыбается, активно двигает ручками и ножками.
На пятом месяце гуление постепенно переходит в лепет. Сначала ребенок произносит звуки, внешне напоминающие сочетание «согласный — гласный». Постепенно лепет усложняется. Возникают цепочки слогов, включающие три, четыре, и более одинаковых, а затем и разнотипных слогов.
В конце этого этапа возникают первые слова. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими к лепету. Принципиальное отличие первых слов от лепета в их осмысленности.
Начинать наблюдение за правильным формированием речи следует с 1 года, впервые посетив логопеда. Он оценит психомоторное развитие ребенка, определит его пассивный словарный запас, правильность развития речевого аппарата. Специалист научит вас пальчиковым играм, а при необходимости — приемам логопедического массажа.
Малыша следует показать логопеду раньше, если:
- Ребенок наблюдается у невропатолога;
- Нарушены функций сосания, глотания, жевания;
- Гуление и лепет отсутствуют или значительно задерживаются.
Преддошкольный этап (от одного года до 3х лет)
Становление активной речи. Малыш много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. Ребенок при произнесении слов больше ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую составляющую. Одним и тем же словом ребенок может называть предмет, просьбу, выражать чувства. Речь ребенка сопровождается жестами, мимикой.
К 2 годам ребенок уже строит простую фразу. На протяжении второго и третьего года жизни у него происходит значительное накопление словарного запаса, начинает формироваться грамматический строй речи.
Показателем нормального развития детской речи является способность ребенка к 3 годам выстраивать предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических категориях.
В 3 года ребенка необходимо привести на профилактический осмотр к логопеду. Покажите ребенка специалисту раньше, если:
- Ребенок наблюдается у невропатолога;
- У ребенка нарушены слух или зрение;
- У малыша короткая подъязычная уздечка;
- Ребенок к 2 годам не произносит простую фразу;
- Малыш произносит некоторые звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж), помещая язык между зубами.
Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)
Дети четвертого года жизни активно пользуются простыми и сложными предложениями. На пятом году жизни дети относительно свободно пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. В пятилетнем возрасте дети способны пересказать сказку из 40-50 предложений, что свидетельствует об овладении одним из самых сложных видов речи – монологической речью.
К пяти годам заканчивается формирование звукопроизношения, ребенок произносит все звуки правильно. У ребенка сформирована способность различать звуки, сходные по звучанию. Пятилетний ребенок уже владеет простейшими видами звукового анализа: умеет определять наличие определенного звука в слове, выделяет первый и последний звук в слове.
В 5 лет ребенка необходимо привести на профилактический осмотр к логопеду. Он проведет обследование, в результате которого будет выявлено, как сформированы все стороны речи: лексика, грамматика, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух и фонематическое восприятие, сформирована ли связная речь. Специалист также выявит, есть ли у пятилетнего ребенка предрасположенность к возникновению нарушений письменной речи.
Покажите ребенка специалисту раньше, если:
- Ребенок не усваивает грамматику родного языка;
- Вы замечаете, что словарный запас ребенка гораздо меньше, чем у его сверстников;
- Речь ребенка неразборчива, непонятна для окружающих;
- Ребенок произносит свистящие или шипящие звуки, помещая язык между зубами, произносит звук Р на французский манер.
Школьный этап (от 7 до 17 лет)
Формирование письменной речи (письма и чтения).
Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет. Если в конце первого – начале второго класса ребенок все еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии (нарушения письма), которая чаще всего проявляется дислексией (нарушением чтения).
Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие.
К логопеду следует обратиться, если:
- Ребенок с трудом усваивает навыки письма и чтения;
- Среди родных имеются страдающие дисграфией и дислексией;
- Для запуска речи
- У ребенка алалия, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития, стертая дизартрия.
Логопед в Люберцах (рядом с Жулебино) поможет Вашему ребенку в нашем медицинском центре!