8 (495) 287 - 84 - 29

8 (916) 258 - 47 - 19

Логопед

Прием ведёт Бунина Виктория Станиславовна, логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии

https://logoped-viktoria.ru/

Ссылки на статьи специалиста в научных изданиях:

Речь не является врожденной способностью. Она формируется в процессе развития ребенка параллельно с физическим и умственным становлением. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом общих черт.

Логопед, зная закономерности формирования процесса развития речи, и те условия, от которых зависит его успешное протекание, поможет вовремя заметить те или иные отклонения.

Основные этапы становления речи:

Подготовительный (с момента рождения ребенка до 1 года).

С момента рождения ребенку свойственны такие голосовые реакции, как крик и плач, способствующие развитию трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

На втором месяце ребенок начинает гулить. Эти звуки, в отличие от крика, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния. Ребенок гулит, завидев маму, при этом улыбается, активно двигает ручками и ножками.

На пятом месяце гуление постепенно переходит в лепет. Сначала ребенок произносит звуки, внешне напоминающие сочетание «согласный — гласный». Постепенно лепет усложняется. Возникают цепочки слогов, включающие три, четыре, и более одинаковых, а затем и разнотипных слогов.

В конце этого этапа возникают первые слова. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими к лепету. Принципиальное отличие первых слов от лепета в их осмысленности.

Начинать наблюдение за правильным формированием речи следует с 1 года, впервые посетив логопеда. Он оценит психомоторное развитие ребенка, определит его пассивный словарный запас, правильность развития речевого аппарата. Специалист научит вас пальчиковым играм, а при необходимости — приемам логопедического массажа.

Малыша следует показать логопеду раньше, если:

  • Ребенок наблюдается у невропатолога;
  • Нарушены функций сосания, глотания, жевания;
  • Гуление и лепет отсутствуют или значительно задерживаются.

Преддошкольный этап (от одного года до 3х лет)

Становление активной речи. Малыш много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. Ребенок при произнесении слов больше ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую составляющую.  Одним и тем же словом ребенок может называть предмет, просьбу, выражать чувства. Речь ребенка сопровождается жестами, мимикой.

К 2 годам ребенок уже строит простую фразу. На протяжении второго и третьего года жизни у него происходит значительное накопление словарного запаса, начинает формироваться грамматический строй речи.

Показателем нормального развития детской речи является способность ребенка к 3 годам выстраивать предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических категориях.

В 3 года ребенка необходимо привести на профилактический осмотр к логопеду. Покажите ребенка специалисту раньше, если:

  • Ребенок наблюдается у невропатолога;
  • У ребенка нарушены слух или зрение;
  • У малыша короткая подъязычная уздечка;
  • Ребенок к 2 годам не произносит простую фразу;
  • Малыш произносит некоторые звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж), помещая язык между зубами.

Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)

Дети четвертого года жизни активно пользуются простыми и сложными предложениями. На пятом году жизни дети относительно свободно пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. В пятилетнем возрасте дети способны пересказать сказку из 40-50 предложений, что свидетельствует об овладении одним из самых сложных видов речи – монологической речью.

К пяти годам заканчивается формирование звукопроизношения, ребенок произносит все звуки правильно. У ребенка сформирована способность различать звуки, сходные по звучанию. Пятилетний ребенок уже владеет простейшими видами звукового анализа: умеет определять наличие определенного звука в слове, выделяет первый и последний звук в слове.

В 5 лет ребенка необходимо привести на профилактический осмотр к логопеду. Он проведет обследование, в результате которого будет выявлено, как сформированы все стороны речи: лексика, грамматика, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух и фонематическое восприятие, сформирована ли связная речь. Специалист также выявит, есть ли у пятилетнего ребенка предрасположенность к возникновению нарушений письменной речи.

Покажите ребенка специалисту раньше, если:

  • Ребенок не усваивает грамматику родного языка;
  • Вы замечаете, что словарный запас ребенка гораздо меньше, чем у его сверстников;
  • Речь ребенка неразборчива, непонятна для окружающих;
  • Ребенок произносит свистящие или шипящие звуки, помещая язык между зубами, произносит звук Р на французский манер.

Школьный этап (от 7 до 17 лет)

Формирование письменной речи (письма и чтения).

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет. Если в конце первого – начале второго класса ребенок все еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии (нарушения письма), которая чаще всего проявляется дислексией (нарушением чтения).

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить  их развитие.

К логопеду следует обратиться, если:

  • Ребенок с трудом усваивает навыки письма и чтения;
  • Среди родных имеются страдающие дисграфией и дислексией;
  • Для запуска речи
  • У ребенка алалия, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития, стертая дизартрия.

Логопед в Люберцах (рядом с Жулебино) поможет Вашему ребенку в нашем медицинском центре!