8 (495) 287 - 84 - 29

8 (916) 258 - 47 - 19

УСТАМИ РЕБЕНКА

Бунина Виктория Станиславовна, логопед, нейрореабилитолог.
Медицинский центр «Машенька»
Первоисточник, журнал «Виноград»

Первые ступени к овладению речью

ustami-rebenkaПервые слова малыша — это всегда запоминающееся событие для всей семьи. Но если этих слов все никак нет, тогда как все ровесники уже заговорили, — это серьезный повод для тревоги. Как понять, есть причины беспокоиться или «все идет по плану»? И каков он, этот «план»?

Первые голосовые реакции ребенка совершенно отчетливы. Появление на свет в норме сопровождается криком новорожденного, и первые месяцы жизни дети плачут достаточно много. У начальных голосовых проявлений новорожденных существует сугубо психологическая функция, которая состоит в том, что с их помощью выражается состояние малыша. На первом месяце жизни с помощью крика и плача ребенок выражает лишь свое негативное состояние. В результате последовательного развития ребенка эти голосовые явления постепенно приспосабливаются для выражения позитивных эмоций, а затем, при нормальном развитии, превращаются в речь.

Характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует активность речевых зон коры головного мозга. В крике малыша преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.

На протяжении первых месяцев жизни крик приобретает второе сигнальное значение, так как он вызывает те ответные действия взрослых, которые требует данная ситуация. На каком бы языке ни говорили мать и в будущем ее ребенок, он, до того как овладеет речью, издает звуки, по которым мама может понять, что он голоден, у него что‑то болит. Но этим звукам его никто не обучал; он их издает не потому, что хочет что‑то сообщить. Малыш лишь непроизвольно выражает ими то или иное свое состояние. И именно эти звуки образуют основу для возникновения в будущем первых слов.

Звуки собственного голоса

В 2–4 месяца можно наблюдать изменения в голосовых проявлениях младенца. Ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка, а главное, становится заметно, что ребенок сам получает от них удовольствие. Появляются первичные вокализации, известные как гуление, которые позднее перейдут в лепет. Первичные вокализации имеют спонтанный характер и проявляются у ребенка в состоянии спокойного бодрствования. Гуление представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласноподобными звуками [г, м]. Благодаря голосовым реакциям гуления, постепенно приобретающим различную интонационную окраску, ребенок усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Звуки гуления, в отличие от крика — плача, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния, комфорта и не связаны с органическими потребностями. Это своеобразная «игра» органов артикуляционного аппарата, необходимая для его развития.

Появление гуления совпадает с появлением «комплекса оживления» у младенца: движений ручками и ножками, поворотов головы, улыбок и вокализаций, адресованных матери. Все компоненты комплекса оживления неотделимы друг от друга: ребенок первых месяцев жизни не может издавать звуки вне общей двигательной активности, как не может он и двигать руками и ногами, оставаясь молчаливым.

Отмечается, что гуление наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью. Интересен также тот факт, что по всему миру дети гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения.

Игра звуками речи

На пятом — восьмом месяце в голосовых проявлениях ребенка сохраняется крик и плач, а гуление переходит в лепет.

«Известно, — говорит филолог А. М. Кондратов, что подражать звукам, в том числе и человеческой речи, умеют попугаи, скворцы, другие птицы. Ребенок также имитирует речь. Но что самое главное, он не только подражает, он играет звуками речи. И такая игра присуща только людям. По-иному она называется лепетом».

Сначала ребенок издает короткие звуки, внешне напоминающие сочетания «согласный гласный». Постепенно лепет усложняется. Во-первых, возникают все новые и новые сочетания звуков. Во-вторых, удлиняются звуковые последовательности: если вначале ребенок произносил один слог, то вскоре возникают цепочки слогов, включающие три, четыре и более одинаковых слога. Постепенно слоговые цепочки становятся все более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.

Лепет в жизни ребенка играет огромнейшую роль. Из этой звуковой массы выкристаллизовывается стройная система языка. Ученые нашли в детском лепете самые разнообразные и сложные звуки: там есть и шипящие, и свистящие согласные, гортанные и даже щелкающие звуки. Под влиянием взрослых лепет переходит в детскую речь. Те звуки, которых нет в родном языке, забываются, исчезают, так как ребенок не слышит их от взрослых. В лепете ребенок будто через сито отсеивает ненужные, «неродные» звуки и оставляет лишь необходимые, те, которыми пользуются окружающие.

В доречевых звуках ребенка преобладают те, произносительный аппарат которых наиболее близок к механизму сосания. Эти губные звуки способствуют возникновению слов «мама», «папа», «баба», очень сходных на разных языках.

Лепет представляет собой «предречь», так как происходит упражнение речевого аппарата, ребенок учится прислушиваться к себе, соизмерять слуховое восприятие и двигательные реакции, развивает контроль за дыханием, учится менять тон и громкость звуков.

У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих. Появившийся у них ранний лепет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, постепенно замирает.

Нянечные слова

Голосовые реакции детей раннего возраста: врожденные младенческие крики, гуление, лепет, не обладая языковыми значениями, имеют богатейший эмоциональный смысл. Эти знаки эмоциональной выразительности становятся необходимой предпосылкой языкового развития ребенка.

Голосовые проявления ребенка 9–12 месяцев включают плач и крик в ответ на неприятные воздействия, а в эмоционально нейтральной или позитивной ситуации — гуление и лепет. Дополнительно к этим феноменам обнаруживается значимое для речевого развития явление — «младенческое пение». Оно состоит в том, что малыш производит вокализации различной окраски, выражая ими свои желания при общении со взрослыми, побуждая окружающих к их исполнению.

В конце этого этапа обычно возникают первые детские слова. Эти слова чрезвычайно специфичны, часто по звучанию мало похожи на соответствующие слова окружающих. И все же взрослые отличают их появление и отмечают их значимость для успешного развития ребенка.

Итак, к концу первого — началу второго года жизни у ребенка на фоне продолжающегося лепета и «младенческого пения» появляются первые детские слова. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими к лепетным звукокомплексам, их называют «нянечные слова». Принципиальное отличие первых слов от лепета заключается в их осмысленности, отмечаемой окружающими.

Знание родителями закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и в случае необходимости вовремя принять ряд необходимых профилактических мер или обратиться с ребенком к специалистам.

Бунина В.С.