8 (495) 287 - 84 - 29

8 (916) 258 - 47 - 19

ОДОМАШНЕННОЕ ЗАДАНИЕ

Мицкевич Марина Викторовна, нейропсихолог, психолог.
Медицинский центр «Машенька»
Первоисточник, журнал «Виноград»

Помогаем детям учиться дома

domashnee-zadanieКак создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать? Какой же должна быть атмосфера домашних уроков и чем она должна отличаться от школьной? Как родителям помогать  малышу, не лишая его самостоятельности? Эти и многие другие вопросы возникают у родителей первоклашек, да и остальных школьников.

Учеба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребенка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Несколько поколений школьников на подростковом и даже детском сленге называют его «домашкой». «Домашка» — это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий.

Но домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепил новые знания, потренировался в выполнении простых и сложных заданий, проверил себя. Оно необходимо и потому, что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники «домашку» оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков. 

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка.

Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости ни нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий. 

Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребенок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания и жизнь войдет в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребенку, — это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и все.

Серьезное дело

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать. 

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин или вынести мусорное ведро, что пора есть — приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учебе как к чему-то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в магазин или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребенка представление, что уроки стоят на одном из последних мест.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Можно предложить ребенку заниматься своими делами «вместе»: «Я буду готовить обед в течение часа, а ты в это время тоже будешь занят своим делом, домашним заданием». Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошел он гулять во двор — его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть — ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребенка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, — значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтет от корки до корки 5–7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения… ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Ребенок быстро понимает, что выполнение домашнего задания можно «повесить» на уставших после работы маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще все сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а «пальто» — это словарное слово и всегда пишется через «а». Увы, так бывает часто. Вместо того чтобы самим заниматься необходимой самостоятельной тренировкой в усвоении материала, младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика! Помните, что, выполняя задания за ребенка, вы как будто говорите ему: «Ты слишком глуп и слаб. Без помощи ты не справишься».

Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать детям дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), взрослые сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных особенностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7–10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить свою миссию, не стесняйтесь спрашивать совета у классного руководителя или школьного психолога, книжные магазины также содержат в своем арсенале множество методических руководств. ИЗУЧИТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

• Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить его в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе, и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается. Расскажите, что все ошибаются (и вы не исключение), что только методом проб и ошибок можно добиться чего-то стоящего. Так вы научите свое чадо любознательности и интеллектуальному упорству.

• Выполняйте с ребенком только то, что задано учителем. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4–5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он делает уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий. 

• Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные. Сделайте перерыв и потом опять повторите.

• Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

• Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

• Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может «заучить» ошибку. Но избегайте слов «ты делаешь не так», «это неправильно».

• Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной дополнительной тяжелой нагрузкой, цели которой ребенок не знает и не понимает.

Трудности преодолимы

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого ребенок тоже его не заметит. «Я уверен, что у тебя все получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Правильно» «Хорошо», «Молодец, ты меня радуешь» — это обязательные формулы родительского одобрения. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстегивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождают новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Чувство обиды, особенно если обида сознается как незаслуженная, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.

Мицкевич Марина

Мицкевич Марина Викторовна, нейропсихолог, психолог.
Медицинский центр «Машенька»
Первоисточник, журнал «Виноград»

Причины детских страхов

Детские страхиСтрах… Страхи разнообразны и свойственны в той или иной мере каждому ребенку. Они известны каждому родителю, утешающему свое дитя, сжавшееся в маленький напуганный комочек. Они тихонько подползают к ребенку из-под кровати, прячутся в шкафу или таятся темноте, но так или иначе отравляют радостное детство. Давайте же разберемся, как по‑настоящему помочь своему ребенку.

Посмотри на себя

Первый шаг к победе — посмотреть на себя. Очень часто причиной детских страхов являемся мы, родители. Для начала подумайте, не слишком ли вы опекаете своего ребенка. Ведь чрезмерная опека создает у маленького человечка ощущение постоянной опасности. Только представьте, до определенного периода жизни для ребенка вы являетесь самыми сильными и всемогущими. Если дрожите вы, то что же делать ему, маленькому и слабому? Как противостоять этому большому и грозному миру, нависающему над ним? И здесь срабатывает еще один механизм — ребенок практически ничего не знает об этом мире, но, чувствуя опасность, замещает место знаний фантазиями. А фантазии, ведомые страхом, действительно могут быть ужасающими, и тогда у страха воистину глаза велики. Итак, резюмируем два основных правила для сознательного родителя: спокойные и уверенные родители = счастливый ребенок; знание — мощное оружие против страха.

Также следует помнить два «нельзя»:

— никогда нельзя подтрунивать и смеяться над детскими страхами. Ребенок замкнется, а его страх окрепнет. Не оставляйте свое чадо один на один с этим нелегким бременем;

— нельзя угрожать ребенку, побуждая что‑то сделать. К примеру, пугать бабой-ягой (дядей, домовым или еще кем бы то ни было), если он не съест кашу или не будет идти рядом с вами.

И два «надо»:

— рассказывайте ребенку о своих страхах (в адаптированном варианте) — это сблизит вас и даст ему надежду. Также этим вы покажете ребенку, что страх свойственен всем и он не одинок со своей проблемой;

— всегда поощряйте даже самые маленькие победы.

Какие они — страхи…

Немножко поговорим о самых распространенных видах детского страха и его причинах.

Страх темноты — один из самых реальных и обоснованных страхов. Поэтому самым сильным оружием против него является знание и поощрение самых маленьких побед. Ни в коем случае не заставляйте ребенка спать в темной комнате без его согласия — это может вызвать серьезные патологии в будущем.

Страх одиночества может быть вызван:

— какой‑то психической травмой (чаще всего семейного характера);

— ревностью;

— природной робостью;

— детским деспотизмом (страх используется ребенком как способ заставить родителя (-лей) быть при себе).

В борьбе с этим страхом очень важно определить его причину. Как правило, лучше всего задействовать творческий канал.

Страх сказочных персонажей может иметь два корня роста:

— жестокие мультфильмы или компьютерные игры. Если это ваш вариант, то возьмите под жесткий контроль все, с чем живет ваш ребенок и чем он увлекается, потому что подсознание на самом деле не отличает картинку от реальности, и все, что он видит, его мозг считает реальным;

— ассоциации со строгими и авторитарными родителями. В данном случае вам, скорее всего, лучше обратиться к специалисту, который поможет разобраться в себе и измениться к лучшему на благо вашего ребенка.

Страх смерти сложен своей реальностью и не надуман. Часто страхи темноты и одиночества произрастают из страха смерти. Некоторые психологи советуют «метод веры» — душа бессмертна. Стоит также усмирить свою тревожность и зацикленность на болезнях. Не стоит позволять детям видеть покойников и похороны — от глубокого стресса у ребенка в дальнейшем может развиться бесчувственность к смерти близких. Но при этом следует говорить о смерти, рассказывать об ушедших, тем самым подтверждая, что смерть — это не итог существования человека. Если вы используете в качестве метода борьбы с этим страхом игру, то смерть нужно использовать только метафорически.

Страх бандитов, войны, катастроф берет свое начало из страха смерти (см. выше). Также не смотрите при детях новости, не обсуждайте теракты.

Страх уколов, боли, врачей побеждают знание и поощрение. Возможно, следует сменить врача.

Страх наказания, крика имеет две причины:

— авторитарность родителей и завышенные требования к ребенку. В данном случае по‑настоящему ребенок боится быть отвергнутым и нелюбимым, и тогда основная работа ложится на родителей: им необходимо изменить способы выражения своей любви и требования к ребенку;

— несоответствие характеров или «врожденная интеллигентность» ребенка — крик и наказание являются уничтожением его сущности, он просто не приемлет этого глубоко в душе. Лекарство — смена системы наказания.

Это общие правила, а теперь поговорим о конкретных способах борьбы со страхами. Вы вправе выбирать любые, понравившиеся вам, поскольку их суть одинакова. Страх, как любое чувство, своеволен и своенравен, как ветер. С ветром ничего поделать нельзя, поэтому смысл любой техники заключается в том, чтобы дать страху форму — видимую и ощущаемую.

Сказкотерапия

Первым способом решения проблемы страха может быть сказкотерапия. Здесь два пути — вы можете читать сказки, где герой преодолевает страх, или сочинить свою сказку с ребенком, предоставляя ему возможность придумать позитивный конец с оглушительным успехом. Сказкотерапия удобна своей метафоричностью, ведь, как правило, дети склонны не признавать своих страхов. Слушая же сказку, ребенок ассоциирует себя с главным героем, и все переживания сказочного персонажа он переносит на себя. Но не стоит настойчиво ставить героя в пример, т. к. это может понизить само­оценку, и сформируется комплекс неудачника. Важно превратить недостатки ребенка в его достоинства, это очень поможет ему в будущем.

Арт-терапия

Вторым способом может стать арт-терапия. Здесь тоже возможны варианты. Или рисуется страх жуткий-жуткий, доведенный до абсурда. Потом можно или разорвать рисунок, или сжечь, главное — торжественно и ритуально его уничтожить. Второй вариант — нарисовать страх, а потом сделать его смешным, выставить дурачком. Не сдерживайте ребенка, сами подключитесь к этому забавному действу, от души посмейтесь над страхом — смех действительно может быть лечебным.

Игровая терапия

Третий вариант борьбы со страхом — игровая терапия. Придумайте сценарий, подходящий вашему ребенку, и разыграйте его всей семьей. Позвольте ребенку быть не только победителем, но и самим воплощением его страха. Следует уделить особое внимание мимике и жестам, поскольку достоверное и гротескное изображение чувств помогает ребенку в его понимании страха и борьбе с ним.

Физические упражнения

Четвертый способ — телесно ориентированные техники. Их смысл заключается в том, чтобы вывести страх из тела. Каждое чувство «оседает» где‑то в нашем организме, у всех этот процесс индивидуален, но есть общие правила, подходящие всем, вот некоторые способы:

1. Желательны, когда страх сильно сковывает и зажимает.

— РАЗГИБ

Выполняется лежа, сидя или стоя, можно и на ходу, а лучше всего в теплой просторной ванне. На глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног… Задержаться в таком положении и задержать выдох… С выдохом отпустить свободно. Повторить, 5 — 10 раз или сколько потребуется.

— РАСТОПЫР

Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук — желательно также и ног (тесная обувь может этому помешать). Можно в виде последовательных сжатий — разжатий. Повторить 5 — 10 раз.

— ДИКОПЛЯС

Танец, совершенно импровизированный, свободный, с любой музыкой или без музыки — прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха во всяком месте мгновенно его отпугивает, и надолго, а никому другому ничего плохого не делает и не мешает.

— ТОПОТУН

То же, что и дикопляс, только с акцентом на топоте ног, можно степом или чечеткой. Чудное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей.

— ВРАЩАЛKA-КРУЖИЛКА

Выполните 10 — 15 круговращательных движений на одном месте (подвариант: центрифужно вращать только головой).

Особо желательны, когда явственны зажимы лица, растерянность, невладение мимикой. Когда трудно смотреть людям в глаза, тяжело улыбаться.

— УЛЫБКА ДЖУНГЛЕЙ — ОСКАЛ

Сильный, предельный оскал не оставляет места ощущению мандража — испробуй! Сжимай и показывай зубы 10 — 12 раз подряд, и уже очень легко, сама по себе удается улыбка и соответствующее состояние…

— РАЗДУВ

Медленно, сильно и глубоко вдохни, можно с небольшими толчками… вдыхай дальше, до предела, до надувания щек, до раздувания всего тела… До этого, разумеется, не дойдет, но представить можно!.. Представь, что воздух уже в кости входит… Задержи воздух на пике вдоха, почувствуй, как он упирается в диафрагму, поиграй ею, помассируй нижележащие органы… Все! Выдыхай, выдыхай так же полно, под конец выдоха сложи губы трубочкой. Повтори 5 раз.

— РЫК

Представь, что ты собака, и порычи на все свои страхи и неуверенность.

— ГАРМОШКА

Представь: страх твой — гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела — гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа… Теперь снова сжимай, в любом темпе, с любым звуком, чем громче, тем лучше… До отказа сжать-выдохнуть, подождать чуть‑чуть… снова разжать… Раз 7 — 12 с полным сосредоточением. В конце упражнения от страха не останется и следа.

— ЗМЕЙ ШИПУЧИН

Громкий звук «Ш-Ш-Ш… Щ-Щ-Щ…», издаваемый в течение полминуты, снимает любой страх и тревогу как минимум на ближайшие полчаса.

— ПОКАЖИ СТРАХУ ЯЗЫК

Общее условие действия всех вышеназванных способов: применять, не боясь применять. Или боясь — но применять! Спросишь: «как не бояться». А вот хоть так — показать язык страху.

Мицкевич Марина

Мицкевич Марина Викторовна, нейропсихолог, психолог.
Медицинский центр «Машенька»
Первоисточник, журнал «Виноград»

Воспитываем в ребенке самостоятельность

Откуда берется самостоятельность и в каких проявлениях (в зависимости от возраста ребенка) ее можно узнать? Как ее отличить от своеволия и как воспитывать в малыше, в младшем школьнике, в подростке? Чем чревато для будущей взрослой жизни ее отсутствие?

Что такое самостоятельность?

Определить, что такое самостоятельность, сложно по двум причинам. Первая заключается в том, что это понятие очень субъективно, вторая — самостоятельность часто путают с послушанием. Хуже всего то, что «послушание» и «самостоятельность» – понятия противоположные, и, требуя от ребенка одного, а подразумевая другое, мы сначала вводим ребенка в замешательство, а потом он и вовсе машет на нас рукой, как на безнадежных, точно так же, как это делаем мы в его сторону. Поэтому давайте разберемся, в чем же разница. Вот простая проверка: вы признаете за своим ребенком право на самостоятельное решение, принятое на своих собственных измышлениях и принципах, вне зависимости от вашего собственного мнения, согласия или несогласия? Если ваш ответ отрицателен, то вы хотите послушания. Если же в этом вопросе вы видите рациональное зерно, вы последовательны в своем желании.

Итак, откуда берется искомое качество и в каких проявлениях (в зависимости от возраста) его можно узнать? Для этого выведем основные правила самостоятельности:

Правило 1

Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя.

Можно ли, например, сравнить уровень самостоятельности ученого-этнографа и аборигена Австралии, жизнь которого он изучает? Каждый из них, безусловно, самостоятелен и самодостаточен в обеспечении собственной жизнедеятельности, но только в тех условиях, в которых они родились и выросли. Если поменять их местами хотя бы на пару дней, беспомощными окажутся оба.

Единой для всех самостоятельности нет. Это понятие относительное. Понаблюдайте за трехлетними малышами в детском саду: кто‑то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто‑то терпеливо ждет, когда освободится нянечка и поможет им одеться.

Но если понаблюдать за теми же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на «самостоятельных» и «несамостоятельных», могут поменяться местами. Как же определить, кто из них самостоятелен на самом деле? Ответить на этот вопрос и легко и сложно одновременно.

С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда нужно его приучать есть самостоятельно, требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело.

С другой стороны, ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, — овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным «по возрасту». Помните: каждый ребенок — уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям. Темперамент, врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания — все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.

Правило 2

«Самостоятельность» — понятие субъективное, и она может быть разной при оценке одного и того же действия.

Если трехлетний малыш вознамерился самостоятельно завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью… Но нам и в голову не придет восхищаться самостоятельностью сына-подростка только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству.

Иначе говоря, самостоятельность — не столько умение исполнять какое‑то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.

Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы этот восторг. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.

По большому счету — этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где‑то между уже освоенным и еще только осваиваемым — здесь она и фиксируется сознанием малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

К ребенку это впервые приходит в 2–3 года, которые и есть точка отсчета в формировании самостоятельности.

Правило 3

Самостоятельность не означает полной свободы действий и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм.

Поэтому она — не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Детям от 2–3 лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие шкоды, они‑то и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное — самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот «всеобщий результат» — непременное условие становления подлинной самостоятельности. С вашей стороны необходимы спокойствие, терпение и постоянные разъяснения, отчего черное не белое, — возможно даже, придется объяснять это ребенку изо дня в день. Детям свойственно проверять рамки, которые вы перед ними ставите, — это их способ познания.

Рассмотрим два наиболее важных для становления самостоятельности понятия: ответственность и уверенность в себе.

Чувство ответственности

Чувства сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути родителей ждут невероятные трудности.

Чувства, как реки, их нельзя остановить, а можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде. Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением и «отвести» их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.

Если у родителей с детьми «война» из‑за домашних дел, а по сути — за воспитание чувства ответственности, взрослые должны признать, что выиграть эту войну невозможно. У детей больше времени и энергии, чтобы нам сопротивляться. Даже если мы выиграем одно «сражение» и добьемся выполнения своих приказаний, ребенок может дурно на это отреагировать, стать раздражительным, отбиться от рук.

Победить можно, лишь завоевав доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующих правил.

1. Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. В результате они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит.

2. Не дать созреть «гроздьям гнева». Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство неприятия, ненависти. «Ты — позор для своей школы и семьи. Хлюпик, дурак, идиот. Все ссоры ты всегда начинаешь первый. Лучше помолчи и послушай, что старшие скажут».

3. Просим «без личностей». Если в воздухе запахло грозой, родителям лучше выражать свои чувства и мысли, щадя личность ребенка, его достоинство.

4. Одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребенка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости».

5. Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Чувство уверенности

Взять на себя ответственность может только уверенный в себе человек. Попробуем определить и перечислить факторы, сумма которых может дать чувство уверенности.

1. Чувство защищенности — уверенность в том, что есть люди (или человек), которые принимают тебя безусловно, любят, несмотря ни на что, всегда постараются понять. Формирование и укрепление этого чувства — важнейшая задача семьи.

2. «Чувство локтя» — чувство товарищества, уверенность в том, что всегда есть люди, которые придут на помощь, поддержат, порадуются вместе с тобой, будут искренне сопереживать в случае неудачи. Это чувство рождается и формируется в детском коллективе. Подростковый возраст — важнейший период становления дружеских чувств.

3. Чувство собственного достоинства формируется вместе с самооценкой. Самооценка дошкольника и младшего школьника связана, прежде всего, с той оценкой, которую он получает от значимых взрослых. «Я умный», «Я добрый» или «Я хулиган», «Я растяпа» — такие выводы о себе делает ребенок, и строятся они не на основе его собственных размышлений, а на основе реплик, услышанных от взрослых. В подростковом возрасте наиболее значимым становится мнение сверстников.

4. Вера в себя — уверенность в собственных силах и возможностях, убежденность в том, что любое препятствие можно преодолеть, приложив максимум усилий. Это чувство формируется при наличии привычки и навыков целенаправленной систематической работы, выполняемой ребенком. Кроме того, чтобы верить в себя, ребенок должен обладать достаточным уровнем информированности: знания по предметам, знания о правилах и способах общения, об особенностях характера и поведения людей, как и где «добыть» знания, где прочитать, к кому обратиться за помощью и за какой именно.

Ребенка этому надо учить, и обучение должно быть длительным, деликатным и кропотливым.

Таким образом, все перечисленные факторы являются условиями для формирования важнейшего для человека чувства — чувства уверенности в себе.

Часто, чтобы быть по‑настоящему уверенным в себе, не хватает определенной информации или знания, как поступить в том или ином случае. Ребенку необходимо чувствовать себя защищенным даже тогда, когда рядом никого нет. Помогите ему выписать на отдельный лист все необходимые телефонные номера: служба спасения; скорая помощь; пожарная служба; полиция; ближайшие друзья и соседи; телефон отца, матери. Объясните, что сказать в том или ином случае и как поступить.

Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне. Избегайте сразу давать советы! Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.

Несколько простых рекомендаций:

1. Все перемены начинайте с себя.

2. Будьте настойчивы и последовательны в своем стремлении к цели.

3. Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.

4. Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам этого хотелось бы.

5. Основное правило, несоблюдение которого сведет на нет все ваши старания, даже если вы сделаете всё как по нотам. НИКОГДА не выполняйте за ребенка его обязанности! Даже из самых распрекрасных побуждений. Это одна из самых жутких бомб замедленного действия. Последствия нейтрализуются очень долго и тяжело.

Мицкевич Марина

Бунина Виктория Станиславовна, логопед, нейрореабилитолог.
Медицинский центр «Машенька»
Первоисточник, журнал «Виноград»

Первые ступени к овладению речью

ustami-rebenkaПервые слова малыша — это всегда запоминающееся событие для всей семьи. Но если этих слов все никак нет, тогда как все ровесники уже заговорили, — это серьезный повод для тревоги. Как понять, есть причины беспокоиться или «все идет по плану»? И каков он, этот «план»?

Первые голосовые реакции ребенка совершенно отчетливы. Появление на свет в норме сопровождается криком новорожденного, и первые месяцы жизни дети плачут достаточно много. У начальных голосовых проявлений новорожденных существует сугубо психологическая функция, которая состоит в том, что с их помощью выражается состояние малыша. На первом месяце жизни с помощью крика и плача ребенок выражает лишь свое негативное состояние. В результате последовательного развития ребенка эти голосовые явления постепенно приспосабливаются для выражения позитивных эмоций, а затем, при нормальном развитии, превращаются в речь.

Характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует активность речевых зон коры головного мозга. В крике малыша преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.

На протяжении первых месяцев жизни крик приобретает второе сигнальное значение, так как он вызывает те ответные действия взрослых, которые требует данная ситуация. На каком бы языке ни говорили мать и в будущем ее ребенок, он, до того как овладеет речью, издает звуки, по которым мама может понять, что он голоден, у него что‑то болит. Но этим звукам его никто не обучал; он их издает не потому, что хочет что‑то сообщить. Малыш лишь непроизвольно выражает ими то или иное свое состояние. И именно эти звуки образуют основу для возникновения в будущем первых слов.

Звуки собственного голоса

В 2–4 месяца можно наблюдать изменения в голосовых проявлениях младенца. Ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка, а главное, становится заметно, что ребенок сам получает от них удовольствие. Появляются первичные вокализации, известные как гуление, которые позднее перейдут в лепет. Первичные вокализации имеют спонтанный характер и проявляются у ребенка в состоянии спокойного бодрствования. Гуление представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласноподобными звуками [г, м]. Благодаря голосовым реакциям гуления, постепенно приобретающим различную интонационную окраску, ребенок усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Звуки гуления, в отличие от крика — плача, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния, комфорта и не связаны с органическими потребностями. Это своеобразная «игра» органов артикуляционного аппарата, необходимая для его развития.

Появление гуления совпадает с появлением «комплекса оживления» у младенца: движений ручками и ножками, поворотов головы, улыбок и вокализаций, адресованных матери. Все компоненты комплекса оживления неотделимы друг от друга: ребенок первых месяцев жизни не может издавать звуки вне общей двигательной активности, как не может он и двигать руками и ногами, оставаясь молчаливым.

Отмечается, что гуление наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью. Интересен также тот факт, что по всему миру дети гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения.

Игра звуками речи

На пятом — восьмом месяце в голосовых проявлениях ребенка сохраняется крик и плач, а гуление переходит в лепет.

«Известно, — говорит филолог А. М. Кондратов, что подражать звукам, в том числе и человеческой речи, умеют попугаи, скворцы, другие птицы. Ребенок также имитирует речь. Но что самое главное, он не только подражает, он играет звуками речи. И такая игра присуща только людям. По-иному она называется лепетом».

Сначала ребенок издает короткие звуки, внешне напоминающие сочетания «согласный гласный». Постепенно лепет усложняется. Во-первых, возникают все новые и новые сочетания звуков. Во-вторых, удлиняются звуковые последовательности: если вначале ребенок произносил один слог, то вскоре возникают цепочки слогов, включающие три, четыре и более одинаковых слога. Постепенно слоговые цепочки становятся все более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.

Лепет в жизни ребенка играет огромнейшую роль. Из этой звуковой массы выкристаллизовывается стройная система языка. Ученые нашли в детском лепете самые разнообразные и сложные звуки: там есть и шипящие, и свистящие согласные, гортанные и даже щелкающие звуки. Под влиянием взрослых лепет переходит в детскую речь. Те звуки, которых нет в родном языке, забываются, исчезают, так как ребенок не слышит их от взрослых. В лепете ребенок будто через сито отсеивает ненужные, «неродные» звуки и оставляет лишь необходимые, те, которыми пользуются окружающие.

В доречевых звуках ребенка преобладают те, произносительный аппарат которых наиболее близок к механизму сосания. Эти губные звуки способствуют возникновению слов «мама», «папа», «баба», очень сходных на разных языках.

Лепет представляет собой «предречь», так как происходит упражнение речевого аппарата, ребенок учится прислушиваться к себе, соизмерять слуховое восприятие и двигательные реакции, развивает контроль за дыханием, учится менять тон и громкость звуков.

У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих. Появившийся у них ранний лепет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, постепенно замирает.

Нянечные слова

Голосовые реакции детей раннего возраста: врожденные младенческие крики, гуление, лепет, не обладая языковыми значениями, имеют богатейший эмоциональный смысл. Эти знаки эмоциональной выразительности становятся необходимой предпосылкой языкового развития ребенка.

Голосовые проявления ребенка 9–12 месяцев включают плач и крик в ответ на неприятные воздействия, а в эмоционально нейтральной или позитивной ситуации — гуление и лепет. Дополнительно к этим феноменам обнаруживается значимое для речевого развития явление — «младенческое пение». Оно состоит в том, что малыш производит вокализации различной окраски, выражая ими свои желания при общении со взрослыми, побуждая окружающих к их исполнению.

В конце этого этапа обычно возникают первые детские слова. Эти слова чрезвычайно специфичны, часто по звучанию мало похожи на соответствующие слова окружающих. И все же взрослые отличают их появление и отмечают их значимость для успешного развития ребенка.

Итак, к концу первого — началу второго года жизни у ребенка на фоне продолжающегося лепета и «младенческого пения» появляются первые детские слова. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими к лепетным звукокомплексам, их называют «нянечные слова». Принципиальное отличие первых слов от лепета заключается в их осмысленности, отмечаемой окружающими.

Знание родителями закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и в случае необходимости вовремя принять ряд необходимых профилактических мер или обратиться с ребенком к специалистам.

Бунина В.С.

Бунина Виктория Станиславовна, логопед, нейрореабилитолог.
Медицинский центр «Машенька»
Первоисточник, журнал «Виноград»

Готов ли ваш ребенок к ее освоению?

pismennaya-rech

Многие, столкнувшись с неистребимыми «глупыми» ошибками в тетради младшего школьника, приходят в ужас, обвиняют его в лени и бестолковости… Но виноват ли малыш? Как выявить, есть ли у вашего ребенка предрасположенность к нарушению письменной речи? Какие слабые звенья в развитии речи могут повлиять на овладение письмом? Что же могут сделать родители, если их ребенок относится к «группе риска»?

Поступление ребенка в школу не только праздник в семье, но и новые проблемы и заботы, ожидания и часто разочарования. Если к концу первого класса в тетрадках некоторых первоклашек учителя и родители с огорчением замечают стойкие, повторяющиеся, часто нелепые, необъяснимые ошибки, то можно говорить о дисграфии — затруднении в овладении письмом. К сожалению, количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью с каждым годом увеличивается. По самым общим подсчетам, таких детей сегодня около 30%. Трудности, возникшие в процессе школьного обучения, без своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Сегодняшние родители во многом отличаются от тех, которые были лет 10–15 назад. Они хотят разобраться в причинах неуспешности своего ребенка и чувствуют в себе силы и возможности помочь детям справиться со школьными проблемами. Дисграфия «рождается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте уже можно выявить предпосылки возникновения дисграфии, которая неизбежно проявится у ребенка с началом школьного обучения в том случае, если не будут приняты соответствующие профилактические меры. 

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.

Как выявить, есть ли у вашего ребенка предрасположенность к нарушению письменной речи? В первую очередь следует сказать о том, что нарушение письменной речи является непременной спутницей общего недоразвития речи ребенка. Но мы возьмем обычного дошкольника без видимых патологий. Какие слабые звенья в развитии речи могут повлиять на овладение письмом? Рассмотрим предпосылки каждого из видов дисграфии и способы их выявления.

Неправильное звукопроизношение. Наличие звуковых замен является предвестником одного из видов дисграфии, поскольку неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения ребенка грамоте приводит к соответствующим буквенным заменам. Допустим, если ребенок в свободной речи звук [Р] заменяет на [Л], то вместо слова «рука» он может написать «лука».

Неумение различать близкие по звучанию звуки: твердые – от мягких, звонкие – от глухих, свистящие – от шипящих. 

Физический слух у вашего ребенка может быть прекрасным, а звуки речи он слышит по-своему. 

Попросите ребенка повторить за вами ряд слогов. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее: Та-да-та Са-за-са Па-ба-па Да-та-да Жа-ша-жа Ка-га-ка Ма-мя-ма Ня-на-ня Ча-тя-ча СА-ша-са».

Звуки, не различаемые на слух, ребенок в дальнейшем будет взаимозаменять на письме. Например, при плохом различении твердых и мягких звуков он может написать вместо слова «ряд»— «рад». Если ребенок путает глухие и звонкие звуки, то «сода» в тетрадке превращается в слово «сота».

Сложности звукового анализа. В процессе обучения грамоте необходимо умение тонко анализировать устную речь для ее перенесения на бумагу.
Проверьте, владеет ли ребенок простейшими видами звукового анализа, к которым относятся следующие.

Умение определять наличие звука в слове. Положите перед ребенком 3 предметные картинки, в названии которых есть звук [К], и одну, в которой нет заданного звука. (Например: курица собака, волк, заяц.) Инструкция: «Назови картинки. В названии каких картинок есть звук [К]? » Выделение ударного гласного из начала слова и последнего согласного из конца слова. Инструкция: «Какой первый звук в слове “утка”? Какой последний звук в слове “петух”?» Определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец. Инструкция: «В слове “санки”, где находится звук [С]: в начале, в середине или в конце? А в слове “капуста”? В слове “матрос”?» Если ребенок старшего дошкольного возраста не способен даже в этих пределах «почувствовать» звуковой состав слова, эта несостоятельность несомненно обнаружит себя более явно, проявившись в виде дисграфических ошибок на письме.

Нарушение грамматического строя речи. Родители часто умиляются тому, как говорят их малыши, и не исправляют их. «Черниковое варенье», «соломная шляпа» — в устах трехлетнего малыша это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести лет, это уже является поводом для беспокойства.

Обратите внимание, способен ли ваш ребенок образовывать существительные множественного числа в родительном падеже? Инструкция: «Один дом, а много домов. Один карандаш, а много… Одно окно, а много… Одно ведро, а много… Одно яблоко, а много…» Умеет ли образовывать притяжательные прилагательные от существительных? Инструкция: «У зайца лапа заячья. А у кошки? У собаки? У лисы? У медведя?»

Неправильное употребление окончаний слов в устной речи является несомненным предвестником появления в тетради ребенка ошибок, которые мы называем аграмматизмами.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений. Достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений является необходимым условием для запоминания образов букв и, особенно, для различения букв, близких по начертанию. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов: «палочки» «овалы» и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения их написания. Чтобы понять, сформирован ли данный вид восприятия у вашего ребенка, необходимо выяснить: понимает ли ваш ребенок значение пространственных предлогов. Попросите ребенка положить карандаш НА книгу, ПОД книгу, ЗА книгу, ПЕРЕД книгой, ОКОЛО книги, подержать НАД книгой. Если ребенок справился с этим заданием, то взрослый должен теперь уже сам проделать эти манипуляции и попросить ребенка сказать, куда кладется карандаш. Ориентируется ли ребенок в правой и левой стороне пространства, в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу? Уточните, сформировались ли у ребенка представления о правом и левом, уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, попросите показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, локоть, колено и т. д.). Попросите ребенка показать, какие предметы находятся справа, а какие — слева от него. Положите вилку слева от тарелки, а ложку справа. Попросите показать тот предмет, который находится справа от тарелки, слева от тарелки. Спросите у ребенка, какой из предметов на картинке находится выше, а какой — ниже, какой дальше, а какой — ближе. Достаточно ли сформированы операции зрительного анализа и синтеза? Попросите ребенка сложить из кубиков по образцу какой-либо несложный предмет. Предложите сказать, чем отличаются друг от друга две похожие картинки.

Нечетко сформированные пространственные представления приводят к появлению у школьников оптической формы дисграфии.

Как указывают многие исследователи, наличие предпосылок дисграфии — это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь. Что же могут сделать родители, если их ребенок относится к «группе риска»? Первое и самое главное: вовремя обратиться к специалистам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребенку. Второе, не менее важное: не ждать, что все «само собой образуется», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут. 

Подробная психолого-педагогическая диагностика, грамотно выстроенная коррекционная работа, длительное наблюдение за развитием ребенка и правильный подход к процессу обучения позволяют вообще избежать диагноза «дисграфия».

Бунина В.С.

Бунина Виктория Станиславовна, логопед, нейрореабилитолог.
Медицинский центр «Машенька»
Первоисточник, журнал «Виноград»

Учить или лечить?

Учить или лечитьПроблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом? Советы дает опытный специалист.

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.

Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.

Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Если ребенок делает ошибки

Если в конце первого – начале второго класса ребенок все еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках. 

Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом? 

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.

Искажение состава слова

Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).

Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки

Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).

Смешение букв, сходных по написанию

Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).

Несоблюдение границ слова

Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).

Несоблюдение границ предложения

Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).

Аграмматизмы на письме (много карандашов, на ветков).

Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.

Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).

Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом. Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и свое-временно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.